В Евпатории в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина состоялись «Ашыкские чтения», по традиции открывающие ежегодный республиканский фестиваль крымскотатарской и тюркской культур «Гезлёв къапусы» («Ворота Гезлёва»). Фестиваль проходит в нашем городе уже 19-й раз. Участниками мероприятия стали филологи, историки-краеведы, литераторы, музыканты, представители крымскотатарской общественности из Евпатории и других городов Крыма. В центре «Ашыкских чтений» – личность и творческое наследие Ашыка Умера (Омера), странствующего поэта и барда, известного во всём тюркском мире, уроженца средневековой Евпатории, которая в то время носила название Гезлёв.  

      Первые «Ашыкские чтения» прошли в Евпатории в 2003 году, когда город праздновал свой 25-вековой юбилей. Инициатором и организатором этого уникального литературно-музыкального праздника выступила Центральная городская библиотека, пригласившая авторитетных специалистов по крымскотатарской литературе, краеведов и современных ашыков, исполняющих песни под аккомпанемент старинного восточного струнного инструмента – саза. С тех пор «чтения» приобрели общегородской масштаб, стали неотъемлемой частью фестиваля «Гезлёв къапусы» и одним из культурных брендов Евпатории.

    На этот раз мероприятие проводилось совместно с республиканским «Домом дружбы народов». Собравшихся приветствовала начальник управления культуры и межнациональных отношений администрации Евпатории Вероника Юрьевна Надеева. Она поздравила гостей, отметив, что сегодня все получили прекрасную возможность встретиться и пообщаться, насладиться высокой поэзией, музыкой и художественным творчеством. А затем вручила почётные грамоты главы Евпатории Эммилии Михайловны Леоновой активистам, сохраняющим, изучающим и популяризирующим национальную историю и культуру.

   Перед аудиторией выступили Исмаил Керимов – доктор филологических наук, профессор, директор Научно-исследовательского института крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов Крыма, ведущий научный сотрудник Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, Шевкет Юнусов – кандидат филологических наук, доцент кафедры крымскотатарской филологии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, евпаторийский историк-краевед Алифе Яшлавская, общественный деятель Нариман Ибадуллаев.

  Имам города Евпатории и Сакского района Эскендер Меметов проникновенно говорил о людях, подобных ашыкам и философам-суфиям, – подвижниках, искателях и провозвестниках истины, и под музыкальный аккомпанемент бубна-даре продекламировал строки Ашыка Умера.  

    Сотрудники библиотеки подготовили презентацию литературной экспозиции «Ашыкская поэзия: по орбитам любви». Гостям «чтений» были представлены издания стихов Ашыка Умера на крымскотатарском и русском языках, книги и статьи о Гезлёве, о крымском суфизме, о евпаторийском текие (обители) дервишей. Прозвучали имена исследователей и переводчиков Феликса Домбровского, Эшрефа Шемьи-заде, Ризы Фазыла, Сергея Дружинина, Ольги Голубевой, Наримана Абдульваапа и других деятелей культуры, благодаря которым поэзия Ашыка Умера стала известна широким кругам читателей, в том числе – русскоговорящей публике.

   Была затронута и тема влияния восточной, в том числе суфийской поэзии на творчество русских поэтов-классиков, вдохновлявшихся образами, символами и сюжетами великих авторов средневекового Востока. Так, было рассказано о пьесе-притче Николая Гумилёва «Дитя Аллаха», основанной на легендах о персидском поэте и суфийском шейхе Хафизе Ширази.

   Свои стихи, посвящённые Евпатории и Ашыку Умеру, а также переводы стихов поэта на русский язык прочитали Венера Рябчикова (творческий псевдоним – Юлдуз) – член Международного сообщества писательских союзов, Союза писателей Республики Крым и Межнационального союза писателей, а также Эльмара Мустафа – член Союза писателей Республики Крым.

   Неизменным участником «Ашыкских чтений» и фестиваля «Гезлёв къапусы» является Ресуль Халил – знаменитый в Крыму и за его пределами поэт и певец, заслуженный артист Республики Крым, лауреат всемирных Ашыкских фестивалей, победитель ежегодного фестиваля ашыков тюркского мира в столице Турции – Анкаре. Его выступление стало главным украшением мероприятия: аккомпанируя себе на сазе, он исполнил песни удивительной красоты.

  В завершение встречи с песней, исполненной а капелла, выступил замечательный женский вокальный ансамбль, прибывший в Евпаторию из посёлка Октябрьский Красногвардейского района.

   На протяжении «чтений» были высказаны интересные мысли и прокомментированы важные факты, касающиеся биографии и поэзии Ашыка Умера. Уже до его рождения в Крыму и, в целом, в тюркском мире сложилась высокоразвитая литература, на которой и «вырос» гезлёвский бард. Именно эта большая интеллектуальная и литературная «волна» вознесла Ашыка Умера на тот пьедестал, на который никто больше никогда не смог подняться. Ашык Умер – уникальное явление на евразийском пространстве. В отличие от поэтов дворцового круга, он склонялся к народному поэтическому стилю, обогатил традицию и создал литературный канон, действовавший долгое время. Известно более 2000 его произведений. К сожалению, исследователь личности поэта сталкивается с трудностями, с отсутствием зафиксированных достоверных данных, ведь Ашык Умер не оставил после себя рукописей, ибо ашыкская поэзия по самой своей сути – поэзия импровизации. Стихи и песни поэта расходились по всей Османской империи, передавались из уст в уста, исполнялись другими ашыками… Поэтому сегодня разные страны Востока стремятся «присвоить» Ашыка Умера, объявить его своим земляком и национальным поэтом, так же, как некогда семь городов оспаривали право назваться родиной Гомера. В связи с этим каждая крупица информации о следе, оставленном Ашыком Умером в памяти Евпатории и в памяти евпаторийцев, становится чрезвычайно ценной.